Договор служебного найма жилого помещения

Решение организации передать во временное пользование объекта недвижимости на период выполнения лицом трудовых обязанностей, является основанием для сторон заключить договор служебного найма жилого помещения.

Возможность получить служебную жилплощадь для потенциального сотрудника нередко является одним из основных условий заключения трудового договора с фирмой. Как правило, квартиру или комнату предоставляют на период работы, а значит, решив уволиться, работник должен будет съехать вместе с семьей. Решение организации передать во временное пользование объекта недвижимости на период выполнения лицом трудовых обязанностей, является основанием для сторон заключить договор служебного найма жилого помещения.

Что такое договор служебного найма жилого помещения

Служебное жилье – это недвижимость, которая соответствует нормам, пригодна для постоянного проживания граждан и включена в специализированный фонд государства или муниципалитета. Уполномоченные органы мониторят состояние и контролируют распределение служебного жилья.

Такого вида квадратные метры имеют ряд юридических особенностей:

  • объекты недвижимости включают в состав специализированного жилищного фонда лишь при наличии согласия владельца;
  • недвижимое имущество предоставляют в пользование исключительно тем работникам, у которых по месту трудоустройства в данном населенном пункте нет своего жилья;
  • увольнение для сотрудника означает, что он автоматически лишается права пользоваться служебным недвижимостью (в таких обстоятельствах делают исключение только для малоимущих граждан);
  • задействовать жилплощадь в качестве служебного объекта позволяют только после включения в данную категорию;
  • недвижимость подготавливают в соответствии с условиями и спецификой региона;
  • квартира/дом должны быть пригодны для проживания, соответствовать санитарным и техническим требованиям;
  • норма жилплощади на одного человека 6 м2.

На служебное жилье вправе рассчитывать отдельные категории граждан. Закон исключает право третьих лиц претендовать на квадратные метры.

Установлено, что законное право получить данный вид жилых помещений имеют:

  1. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.
  2. Работники спец. учреждений для детей.
  3. Судьи Конституционного Суда.
  4. Военнослужащие (Распределением служебных помещений для военнослужащих занимаются Региональные управления жилищного обеспечения).
  5. Сотрудники правоохранительных органов.
  6. Работники почтовой и газовой служб, техники, дворники, слесари.
  7. Лица, которые работают в нацпарках, заповедниках или лесных хозяйствах.

Если жилую недвижимость исключают из состава спецфонда, это дает возможность переоформить ее по договору социального найма. Решать вопросы по содержанию, распределению и эксплуатации жилья для работников организаций и служащих ведомств вправе органы федерального уровня, субъектов федерации, жилищного управления муниципалитета.

Порядок заключения договора

Стороны приступают к этапу заключения соглашения только после того как работодатель примет решение предоставить нуждающемуся сотруднику необходимую ему жилплощадь. Факт передачи жилья в пользование гражданина оформляется документально, после чего получателю недвижимости на руки выдается соответствующий ордер.

Договор о найме квартиры/дома заключается на срок, в связи, с чем соглашение имеет статус срочного, поэтому в документе должен быть прописан период, в течение которого лицо вправе проживать на предоставленных квадратных метрах.
В пунктах соглашения могут указать точную дату или отметить, что договор действует на протяжении всего периода работы сотрудника. По истечению трудовой деятельности работника в стенах организации, договор аннулируется.

Если по тексту документа отсутствуют какие-либо разногласия – наймодатель и наниматель, как участники соглашения, должны подписать договор. Помимо срока в нем должны быть точные данные о недвижимости – адрес, площадь помещений. В содержании оговаривается порядок пользования объектом – определяют обязанности владельца имущества и нанимателя квадратных метров, их права, а также перечисляют действия, которые запрещены. Таким образом, лицо, если оно проживает в помещении по договору служебного найма не вправе распоряжаться имуществом: запрещается обменивать, сдавать квартиру/дом в наем и иные действия в коммерческих целях.

Отдельным пунктом в договоре перечисляют всех родственников, которые будут проживать с работником на одной жилплощади. Если за годы работы состав семьи изменится, появится супруг\супруга или родится ребенок, подобные перемены в личной жизни потребуют внести изменения в договор и дополнить соответствующей информацией. Несмотря на то, что недвижимость является служебной, наниматель вправе улучшать жилищные условия, но только в том случае, если эти действия не противоречат нормам права и соответствуют условиям договора.

Подготовка документов и заявления

Перед тем как заключить договор служебного найма помещения гражданин должен подготовить комплект документов, составить в письменном виде заявление и предоставить его в уполномоченный орган.

К числу обязательных документов относят:

  1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.
  2. Трудовая книжка (в ряде случаев могут затребовать и трудовой договор).
  3. Выписка, которая подтверждает отсутствие у лица собственной жилплощади.
  4. Справка о составе семьи (сколько человек и кто именно проживает с лицом, претендующим на служебное жилье).

Каждый документ должен иметь ксерокопию, которая заверяется работодателем или у нотариуса.

Заявление пишут на имя руководителя органа власти, где в обязательном порядке указывают информацию о просителе – ФИО и данные паспорта. Помимо этого конкретно пишут, сколько человек будет проживать совместно с нанимателем жилья. В завершение всего в конце ходатайства гражданин ставит свою подпись, тем самым давая согласие на обработку персональных данных, подтверждая намерения и достоверность предоставленных сведений.

Составление договора

Как любой договор заключаемый сторонами, документ о найме служебного помещения содержит указания о допустимости действий, как со стороны нанимателя, так и собственника жилья. Все положения находят свое отражение в письменной форме договора. Документ составляют в двух экземплярах и выдают обоим участникам соглашения. Права и обязанности нанимателя и наймодателя (владелец недвижимости) включает Жилищный кодекс (ЖК РФ).

Требования к собственнику

В соответствии с нормами права владелец должен передать нанимателю квартиру/дом в надлежащем виде, состояние которого признано пригодном для постоянного проживания и отвечающем правилам безопасности.

Все ремонтные и косметические работы, если это необходимо, проводит собственник жилого помещения. Обязанность по благоустройству и очистке прилегающей территории, поддержание элементов придомовой инфраструктуры также ложится на владельца недвижимости. Подписав договор найма, лицо получает полный доступ к коммунальным услугам. Если жилье имеет дефекты или получило повреждения и требует ремонта, все необходимые в этом случае работы наймодатель выполняет за собственные средства.

Если капремонт невозможно произвести в короткие сроки, собственник помещения обязан предоставить нанимателю другой вариант жилья.

В законодательных актах предусмотрен ряд условий, когда наниматель после увольнения или завершения своих рудовых обязанностей не лишается права проживать в служебном помещении. Если наниматель относится к определенной категории лиц, организация оставляет за гражданином квартиру/дом или предоставляет другой вариант жилой недвижимости.

По действующему законодательству право на служебную жилплощадь сохраняют:

  • пенсионеры;
  • семьи военнослужащих, которые пропали без вести и сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебных обязанностей;
  • лица, получившие во время работы производственные травмы и увечья (инвалидность 1 и 2 степени), профессиональные заболевания или же им был причинен вред здоровью при выполнении военной службы.

Владелец помещения помимо обязанностей имеет и права. Наймодатель может требовать с гражданина оплату за проживание в квартире/доме, в том числе и за коммунальные услуги, обязать нанимателя соблюдать правила проживания и аккуратно относиться к жилью, соблюдать чистоту.

Права и обязанности нанимателя

Лицо, которое снимает служебное жилье, имеет обязанности созвучные правам владельца имущества.

Наниматели помещения должны:

  • оплачивать в срок счета за проживание и коммунальные услуги;
  • поддерживать порядок и состояние помещение в том виде, как оно было предоставлено;
  • соблюдать тишину в период с 23 часов ночи до 7 утра, не беспокоить соседей;
  • использовать объект исключительно по прямому назначению, не сдавать его третьим лицам;

Если по вине лица помещению был причинен вред, все восстановительные и ремонтные работы наниматель должен устранить за свой счет. Обо всех проблемах с жилой собственностью следует информировать собственника квартиры. Когда организация проводит капремонт недвижимости, гражданин не вправе мешать и затягивать процесс – до указанного срока следует освободить площадь.

Среди прав нанимателя жилого помещения можно выделить основное – проживать в квартире/доме, в том числе, если у недвижимости сменился собственник. Если в условиях соглашения, когда это не противоречит законодательству, была предусмотрена возможность и по истечению срока действия договора или увольнения в дальнейшем занимать служебную жилплощадь, гражданин вправе оставаться в указанном помещении. Наряду с остальными можно выделить еще одно право нанимателя − досрочное расторжение договора.

Заключение

Служебное жилье – бонус и дополнительная возможность, которая способна привлечь ценных сотрудников для работы в регионах и службы в вооруженных силах. Единственное условие – необходимо юридически грамотно составить договор и все ключевые условия для каждой из сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *